Большие ICO в прошлом? Участники RepubliCon думают так
-
ICO, какими мы их знали, остались в прошлом. По крайней мере, такие возгласы звучат на рынке и к такому заключению пришли участники панельной дискуссии «Смерть мейн-сейла» в ходе RepubliCon на Манхэттене в этот четверг. Мероприятие, проводившееся при поддержке крауд-инвестинговой платформы Republic, привлекло множество игроков из крипто-пространства, которые обсудили охлаждение (по определённым меркам) хайпа вокруг молодого механизма сбора финансирования под названием первичное размещение монет.
Так, согласно данным ICOBox, предпоследняя неделя августа оказалась самой неудачной для ICO-стартапов с начала года.
Тем не менее, в этой области по-прежнему крутятся большие деньги. Мало кто поспорит с тем, что в ходе прорывного 2017-го на нереалистичных ожиданиях ICO собирали огромные суммы, однако в 2018-м этот рекорд был побит уже к апрелю.
«Под “мейн-сейлом” я подразумеваю публичные ICO в том виде, в котором они существовали в конце прошлого года», - приводит CoinDesk слова Джеда Галфона из Republic.
По мнению Нелсона Чу из компании Cadence, занимающейся разработкой security-токена, предприниматели и проекты наконец начинают понимать значимость регулирования.
«Они умерли лишь по одной причине – компании противоречат регулированию», - сказал он.
Участники беседы разделили мнение, что определённая эпоха – эпоха сбора гигантских сумм при наличии одного лишь white paper – подошла к концу.
«Я считаю, что виной всему те деньги, которые были собраны», - прокомментировал ситуацию Ли Шнайдер, юрист Block.One, компании, разработавшей блокчейн EOS.
«Если бы я собрал $50 млн, не знаю, что делал бы с этими деньгами», - сказал он, чем немало насмешил собеседников, поскольку компания, которую он представляет, привлекла $4 млрд в ходе продолжавшейся год продажи токенов. Шнайдер пояснил, что он говорит только за себя: «Как компания мы хорошо представляем, что с этим делать».
Не все были так пессимистичны.
Операционный директор Republic Каролин Хофманн считает, что как таковой мейн-сейл не окончен, однако предприниматели и компании стали «осторожнее и рассудительней».
Сооснователь ориентированного на сферу блокчейна управляющего активами Distributed Global Райан Альфред утверждает, что технология и механизмы претерпевают естественные изменения со временем.
«Когда мы начинали инвестировать в крипто-пространство, об ICO ещё не знали… Мы рассматриваем этот процесс как продолжающееся развитие», - сказал он.
ICO не для основателей
Участники дискуссии пришли к согласию по поводу того, что основателей проектов всё больше и больше будут принуждать к созданию реальных продуктов.
Сделки, в которые они вступают с инвесторами, будут структурированы таким образом, чтобы стимулировать выполнение обещаний. Blockstack уже сделала это со своим ICO. Всё большую актуальность обретает предложенная создателем Ethereum Виталиком Бутериным модель децентрализованного автономного ICO (DAICO), в которой инвесторы смогут напрямую влиять на то, как распоряжаются их деньгами.
«В отрасли, основывающейся на управлении, нет места для управления со стороны основателей в процессе ICO», - сказал управляющий партнёр компании Techlete Ventures, ориентирующейся на сферу блокчейна, Рэнди Манди.
Манди нравится идея выдачи финансирования основателям траншами, будь то DAICO или нечто более простое.
Пэт Заликас из Clockwork, компании, занимающейся правовым соответствием и сотрудничающей с Republic, в числе прочих с этим согласился.
«Нагрузка на основателей возрастёт», - сказал он, добавив, что деньги можно выдавать по достижению определённых целей или обязать основателей создавать технологию, которая будет соответствовать объёму собранных ими средств.
Джорджия Квинн из CoinList поддержала идею, согласно которой компании, выходившие на ICO, должны были прибегнуть к более традиционным механизмам.
Альфред повторил эту мысль, отметив, что основной вопрос заключается в целях проектов: «Вам нужно определиться, что вы из себя представляете. Вы компания или вы проект с открытым кодом?»
Как бы то ни было, почти все участники дискуссии согласились, что предприниматели, стоящие за криптовалютными проектами, особенно те из них, кто использует ICO, должны лучше обрисовывать, кем они являются и что собираются делать с собранными деньгами.
«Мы должны научить инвесторов принимать инвестиционные решения», - сказал Шнайдер.
Меняющиеся рынки
Несомненно, инвесторы начинают делать выводы из ситуаций, когда запуск продукта откладывается на длительный срок. Часто, когда компания выпускает токен, прежде чем он находит реальное применение, его цена начинает падать, даже ниже уровня ICO или закрытой продажи.
Партнёр Arrington XRP Capital Джеффри Арон заявил, что он встречался со многими хорошими компаниями, которые, по его мнению, могут оправдать ожидания, и всё же он отметил: «Я отказывал им, когда понимал, что со значительной долей вероятности смогу купить дешевле после ICO».
Хотя дискуссия в первую очередь была сосредоточена на ситуации в США, некоторые участники согласились, что в определённых регионах хайп вокруг ICO ещё не утих. Например в Азии, где уже звучали различные призывы к введению ограничений для подобных кампаний, многие инвесторы продолжают участвовать в крипто-фандрайзинге.
«Это происходит в Азии, потому что там пока особенно ничего не закрывали», - сказал Чу. «Я считаю, что их культура делает подобные возможности привлекательными для инвесторов».
В то же время, многие посетители мероприятия согласились, что предпринимателям не обязательно собирать такие деньги, чтобы добиться успеха.
«Самые интересные команды собирают меньше $10 млн», - сказал Альфред, в качестве примера приведя проекты FOAM и Livepeer, которые достигли значительного прогресса с относительно небольшими суммами.
Таким образом, мейн-сейл не умер, но стал скромнее.
«Я считаю, что компаниям, которые поднимаются на идее и не обосновывают свои капиталы, будет всё сложнее вести свои дела за спиной инвесторов», - заключил Заликас. «Думаю, корректнее будет говорить о завершении фазы хайпа».
-
просто крупные проекты будут проводить ICO в закрытом режиме, где инвесторами выступят несколько крупных фирм и не будут распыляться на мелких собственников.