Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO
-
Криптоэкономика, как причудливый синтез математики, информационных технологий и финансов также подвержена заблуждениям и мифам. Особенно когда дело касается больших денег, пишет на liga.net Юлия Спорыш, СЕО и co-founder CoinIndex.Agency. Если вы предприниматель и вам пришла идея провести ICO, не спешите идти на поводу у этой мысли. Мифов вокруг ICO меньше, чем в астрологии, но тоже хватает.
Давайте разберем по косточкам все скрытые ловушки связанные с ICO, о которых вам никто не скажет.
ICO - дешевле некуда
Дешевизна проведения ICO - одно из главных заблуждений. Его подогревают множество всевозможных "консультантов" и "специалистов ICO под ключ". Увы, если в начале развития крипторынка это и вправду было так, то сейчас стоимость хорошего размещения оценивается в $1 млн и выше, что сравнимо с традиционным размещением акций - IPO.
Конечно, IPO требует структуризации бизнеса и приведения его в удобную для рынка форму, чего, пока еще, не требует молодой крипторынок. Но фокус расходов здесь заметно сместился в сторону маркетинга. Размещая токены, вам предстоит провести множество встреч и жестко торговаться за каждый процентный пункт.
Придется и колесить по миру, иногда побывав в пяти странах за неделю, а встречи будут обычно проходить за маленьким столиком во время ланча или в переговорке на конференции. И тысячи диалогов посредством электронных каналов. Telegram, Bitcointalk, Reddit, Facebook и Twitter станут вашими лучшими друзьями.
И, наконец, реклама. Сотни тысяч долларов в неделю. При этом стоимость публикаций в топовых изданиях растет постоянно в разы. Причина проста - большая конкуренция. Вы далеко не единственный, кто желает токенизировать активы. Помимо вас, одновременно ICO проводят еще два-три десятка команд. Чистая битва маркетинга, и за победу нужно платить. Платить очень много.
Золотые горы просто так
Второй по счету, но не менее вредный миф. Да, в СМИ достаточно публикаций о стартапах, которые зарабатывают десятки миллионов долларов. И маркетологи будут радостно подогревать ваш интерес подобными примерами.
Конечно же, они умолчат о том, что большая часть этой суммы была получена за счет роста стоимости собранных эфирок. А вторую половину выкупили большие венчурные фонды по особой договоренности.
Однако реальность куда прозаичнее. В последнее 3-4 месяца мы наблюдаем серьезный недобор заявленных сумм большинства проектов на ICO. Аналитики по-разному оценивают количество провалов, но это не менее 70% всех предложений токенов.
На фоне растущих затрат на маркетинг, потратить больше, чем собрать - вполне реальная перспектива.
Крипта - не деньги, налоговая не придет
Как жестоко ошибаются те, кто так думает. К сожалению, эпоха свободы и саморегулирования в криптомире подходит к концу. Сейчас уже большинство национальных регуляторов предпринимает целый букет действий по ограничению киптовалютного оборота из-за огромного количества темных ICO. А ведь вам делать бизнес еще долгие годы. Именно поэтому юристы - ваши лучшие друзья. Не меньше, чем маркетологи.
На самом деле структурирование бизнеса под ICO может запросто перекрыть все сложности выхода компании среднего размера на традиционный IPO. Будьте готовы к тому, что однажды вы проснетесь владельцем и одновременно членом совета директоров нескольких компаний, зарегистрированных в таких местах планеты, о которых не слышали даже ведущие туристические агентства. И за каждой сделкой, каждой операцией - выпуск токенов, распределение и продажа криптовалютной выручки, переводы на банковский счет - будут стоять договора и соглашения.
Поэтому мой вам совет, позаботьтесь о проведении полного аудита вашей компании сразу после ICO. Это исключит проблемы с регуляторами в будущем, когда придется пояснять происхождение средств на ваших счетах.
ICO для реального бизнеса
Это самый сложный миф. Ни в одном традиционном бизнесе нет такой доходности, как на крипторынке, он не создан для динамичного развития и сильно зависит от субрегуляторов всех мастей. Будь то пожарные, санэпидемстанции, инспекторы по труду, налоговые органы.
Реальная норма прибыли в традиционных бизнесах - это единицы, максимум десятки процентов. В то время как в ваше ICO будут вкидывать криптовалюты, котировки которых колеблются на те же десятки процентов в неделю, а иногда и в день.
И здесь, внимание, самое важное. Любые расчеты по токенам в будущем вам также придется делать в криптовалюте. Если ваши юристы пропустили обещание обратного выкупа токенов у держателей за прибыль, то выкупать придется за крипту. А доход у вас, скорее всего, даже не в долларе. Где вы возьмете столько цифровых денег?
Курсовые риски становятся неподъемными для любого бизнеса. Раньше с такими проблемами сталкивались лишь финансовые отделы крупнейших транснациональных корпораций. Теперь же любой бизнес на ICO, по умолчанию транснациональный. Даже если это закусочная на колесах, физически стоящая на Крещатике.
Не рассчитывайте, что сможете козырнуть аргументом, что вас "многолетний и прибыльный бизнес". Почти все проекты в криптоэкономике - это голая идея. Изредка прототип. Но инвесторы вкладывают сотни миллионов в перспективы - в то, что произойдет завтра или послезавтра. А тот, кто получает прибыль на традиционных рынках - никому не интересен. Ну, кроме разве, что вашей семьи и налогового инспектора.
Всем спасибо, все свободны
Проведение ICO это настоящее испытание и проверка на прочность для всей команды. Даже после того, как вы успешно разместились, отдохнуть не получится. Теперь вы несете ответственность перед сотнями, если не тысячами инвесторов, с которыми нужно постоянно коммуницировать, раскрывать для них финансовую отчетность и рассказывать о продвижении проекта.
Топовые проекты ведут практически ежедневную статистику и отчетность, публикуют новости и активно работают с сообществом. Не всякому проекту это нужно, но если вы будете играть в молчанку, негативные репутационные последствия будут обеспечены сразу же, а крики "проект - скам" перекроют любой инфоповод, придуманный вашими маркетологами.
Коммуникации, коммуникации и еще раз коммуникации
Инвесторы уже привыкли к громким именам и развращены свободными нравами в цифровой среде. Поэтому не отдают свои деньги в проект, если не видят каждый день первых лиц компании - на конференциях или в лентах Twitter и Facebook. Они не поверят, если не получат ответ на свой комментарий на форуме, даже если сейчас три часа ночи. Причем ответ ожидают не от нанятого безликого модератора, а непосредственно от сотрудника.
ICO - о максимальной открытости миру, коммуникациях без границ, с условными должностями и без бюрократической иерархии. Лично я не вложусь в проект, если мне на прямой вопрос к руководству не ответят первые лица компании. А вы?
-
Инвесторы уже привыкли к громким именам и развращены свободными нравами в цифровой среде. Поэтому не отдают свои деньги в проект, если не видят каждый день первых лиц компании
Это правда, сейчас это является одним из основных индикаторов относительной надежности проекта Если девы не выходят на связь с сообществом инвесторов, это дурной знак и уже есть повод для беспокойства, а все ли у этого проекта в порядке?...
-
В идеале да, я бы то же не вложился в проект без положительной обратной связи. Но почему то на биткоинталке, девы не спешат отвечать даже на общие вопросы не говоря уже о узкоспециализированных. И это касается 99.99% тем ICO.
-
Участник @bhanter написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
В идеале да, я бы то же не вложился в проект без положительной обратной связи. Но почему то на биткоинталке, девы не спешат отвечать даже на общие вопросы не говоря уже о узкоспециализированных. И это касается 99.99% тем ICO.
Вот поэтому я ко всем этим ICO отношусь с крайней осторожностью и не влезаю туда ...
-
Ну я могу сказать почему все так. В ико проекте знает все только один , два человека. Остальные так в команде для красоты.
-
Участник @casio написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
Ну я могу сказать почему все так. В ико проекте знает все только один , два человека. Остальные так в команде для красоты.
Мне кажется без серьезной команды ико не создашь. Просто не возможно отвечать за блокчейн, маркетинг и за связь с обществоенностю одновременно пару людям. Много примеров где ико прогорали на этом.
-
Есть примеры, когда отличную онлайн игру делали 5 человек. Например Лайф из Феодал склепали чуть ли не в одном офисе несколько энтузиастов. Выкатили бета-версию, собрали более миллиона долларов, в итоге набрали еще людей и сейчас их около 30 человек в команде.
А заделать ИСО вполне достаточно 2-3 человек, если они специалисты и есть четкое понимание чего они хотят. -
Участник @gor написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
Участник @casio написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
Ну я могу сказать почему все так. В ико проекте знает все только один , два человека. Остальные так в команде для красоты.
Мне кажется без серьезной команды ико не создашь. Просто не возможно отвечать за блокчейн, маркетинг и за связь с обществоенностю одновременно пару людям. Много примеров где ико прогорали на этом.
Совершенно верно: в серьезных проектах должно быть четкое разграничение функциональных обязанностей.
-
Участник @bhanter написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
В идеале да, я бы то же не вложился в проект без положительной обратной связи. Но почему то на биткоинталке, девы не спешат отвечать даже на общие вопросы не говоря уже о узкоспециализированных. И это касается 99.99% тем ICO.
В основном обратная связь происходит по каналам различных месенджеров и соцсетей Например соцсеть для предпринимателей Слак, или просто через Твитер
-
господа еще раз. В ико есть один -два разработчика. Они проект знают. Остальные менеджеры просто. Проект они не знают. Отсюда и все траблы с общением. А если дев будет сидеть на вопросы отвечать, то он нечего делать с кодом не будет.
-
И все-таки очень рискованно когда все от одного единственного человека зависит и только он знает что и как. Чуть что и заменить некем.
-
Участник @aliona1980 написал в Подводные камни цифровой реки или Не спеши проводить ICO:
И все-таки очень рискованно когда все от одного единственного человека зависит и только он знает что и как. Чуть что и заменить некем.
Ну на то эта идея и будет новой и гениальной что ее создал один человек. Общественные идеи как то банальны в силу своих качеств.
-
дайте норм ICO гарантий, чтоб хотелось вложить