Ethereum или EOS? Анализ крупнейших блокчейн-платформ для децентрализованных приложений
-
Сложно найти две другие криптовалюты, противоборство между которыми так же сильно, как между Ethereum и EOS. Две крупнейшие по рыночной капитализации платформы для децентрализованных приложений сформировали вокруг себя два лагеря крипто-энтузиастов, каждый с собственными предпочтениями.
Ethereum был первым в пространстве смарт-контрактов и обладает сильным сообществом. Однако поклонники EOS утверждают, что их платформа имеет достаточно преимуществ, чтобы называть её «убийцей Ethereum».
Обе системы имеют множество сходств, однако их фундаментальным различием является способ решения трилеммы масштабируемости.
Что такое трилемма масштабируемости?
Трилемма масштабируемости – это проблема, присущая технологии блокчейн, решение для которой к сегодняшнему дню найдено не было. Она связана с тремя основными характеристиками блокчейна:
Безопасность. Способность блокчейна поддерживать свою неизменяемость и противостоять вмешательствам злоумышленников, таким как атака 51% или византийская атака.
Децентрализация. Уровень сопротивляемости цензуре и число участников, способных производить блоки.
Масштабируемость. Число транзакций, которые сеть способна обработать в любой момент времени.
Блокчейны вынуждены идти на компромисс между этими тремя характеристиками. В лучшем случае, они могут сделать упор на две из трёх характеристик. Любое увеличение, например, масштабируемости, приведёт к снижению децентрализации или безопасности и даже двух характеристик сразу.Сообщества Ethereum и EOS решают эту проблему по-своему.
Ethereum – Децентрализация
Сторонники Ethereum ценят децентрализацию превыше всего. В настоящее время платформа использует механизм консенсуса Proof-of-Work (PoW), где майнеры производят блоки. В ближайшие годы система намерена перейти на механизм Proof-of-Stake (PoS).
Независимо от механизма консенсуса, Ethereum есть и будет оставаться децентрализованным в обозримом будущем. Сейчас любой желающий может купить майнинговое оборудование и начать производить блоки. С переходом на PoS роль производителей блоков возьмут на себя заинтересованные держатели криптовалюты.
Высокий уровень децентрализации, однако, влечёт определённые последствия. Ethereum сталкивается с весьма заметными проблемами масштабируемости. Сейчас сеть способна обрабатывать до 15 транзакций в секунду. Для сравнения, VISA проводит до 24 000 транзакций в секунду, что даёт представление о трудностях, с которыми Ethereum может столкнуться вместе с ростом практической значимости его сети.
В 2017 году одна единственная игра на его блокчейне под названием CryptoKitties смогла привлечь столько трафика, что сеть начала испытывать перегрузки, из-за чего возросло время подтверждения транзакций и комиссии.
Сообщество разработчиков Ethereum пытается решить эту проблему. Помимо перехода на PoS они разрабатывают протокол Casper и создают сеть второго уровня под названием Plasma. Plasma напоминает Lightning Network для биткоина, поскольку её внедрение не требует внесения изменений в корневой блокчейн напрямую.
Для дальнейшего повышения масштабируемости разработчики создают технологию шардинга. Она позволит разбить сеть на «шарды», благодаря которым ноды будут приходить к консенсусу одновременно, а не в линейной последовательности, как это происходит сейчас.
EOS – Масштабируемость
Поклонники EOS допускают определённый уровень централизации, если это помогает достичь более высокой масштабируемости. EOS использует механизм консенсуса Delegated Proof-of-Stake (DPoS), в котором выпуском блоков занимается 21 нода – ни больше ни меньше.
Являясь держателем EOS, вы можете использовать свои токены для голосования за производителей блоков. Таким образом, уже на уровне конфигурации EOS гораздо более централизован, чем Ethereum.
EOS имеет собственную конституцию, которой определяется активность в сети. Если кто-то нарушает требования конституции, он рискует потерять свои токены. Хотя EOS был запущен только в июне этого года, несколько аккаунтов в его сети уже подверглись заморозкам.
Вместе с тем, более высокая централизация даёт EOS преимущества масштабируемости. Вместо того, чтобы ждать, пока тысячи нод достигнут консенсуса, блокчейн требует согласия всего 21 производителя блоков. Это улучшение масштабируемости позволяет EOS достигать пропускной способности в тысячи транзакций в секунду.
Противники EOS говорят, что из-за степени централизации сети использование блокчейна теряет всякий смысл, другие же считают это вынужденным компромиссом для будущего распространения технологии.
Ethereum и EOS – Прочие различия
Помимо фундаментальных расхождений в вопросе решения трилеммы масштабируемости, Ethereum и EOS имеют ряд более мелких различий.
Транзакционные издержки
EOS выделяется отсутствием транзакционных комиссий. Вместо уплаты комиссии для исполнения смарт-контракта пользователь должен зафиксировать определённое количество токенов, которые возвращаются ему сразу же после осуществления операции. Разработчики децентрализованных приложений сами решают, обеспечивают ли они свои приложения токенами или же это делают пользователи.
Ethereum требует сжигать ETH (газ) в процессе исполнения смарт-контрактов. Объём затрачиваемого газа зависит от загруженности сети и сложности контракта.
Язык программирования
Если вы пишете смарт-контракт для Ethereum, то почти наверняка используете Solidity – ориентированный на контракты язык программирования, созданный разработчиками ядра Ethereum.
Большинство разработчиков EOS использует C++. Впрочем, подойдёт любой язык с поддержкой WebAssembly.
Некоторые разработчики отдают предпочтение EOS перед Ethereum, поскольку имеют опыт работы с C++, одним из самых популярных языков программирования. Однако другие говорят, что перейти на Solidity не так трудно. Об этом свидетельствует и одно из крупнейших, если не крупнейшее, в криптовалютном пространстве сообщество программистов, пишущих для Ethereum.
Время жизни и ICO
Ethereum был запущен значительно раньше, чем EOS. Проект провёл краудсейл в середине 2014, собрав $18,4 млн, и запустился 30 июля 2015.
Развитие EOS идёт по другому пути. Он проводил своё ICO с июня 2017 по июнь 2018 и привлёк $4 млрд. Основная сеть проекта была запущена в июне этого года.
Ethereum и EOS – Централизация лидерства
Хотя оба проекта при принятии решений полагаются на сообщества, в них наблюдается некая форма централизованного лидерства. Эти лидеры могут не иметь прямого контроля, но они действительно оказывают влияние на направление развития проектов.
«Главным лицом» Ethereum является Виталик Бутерин, член команды основателей проекта. Кроме того, в экосистеме проекта действует Enterprise Ethereum Alliance (EEA). EEA – группа компаний из списка Fortune 500, стартапов, блокчейн-проектов и т.д., занимающаяся адаптацией системы к потребностям пользователей корпоративного уровня. В группу входят BP, Cisco, Consensys, Dash, EY, ING, J.P. Morgan, Microsoft, Zcash и другие.
Block.one – создатель протокола EOS, располагающий 10% его токенов. Компанию возглавляет Дэн Лаример, известный по разработке BitShares и Steem. К изумлению сообщества, Block.one использовал свои токены, чтобы принять участие в голосовании за производителей блоков. Некоторые заявляют, что это наделяет Block.one непропорциональным уровнем контроля над системой и позволяет оказывать прямое влияние на вектор развития EOS.
Ethereum и EOS – Заключение
Ни одной из рассмотренных систем не удалось избежать спорных моментов на своём сети. В случае Ethereum можно упомянуть взлом The DAO, а в EOS при избытке финансирования на стадии запуска обнаружился ряд багов.
Хотя работа над Ethereum ведётся уже несколько лет, вполне понятно, почему некоторые считают относительно новый EOS более передовым продуктом. Он не требует уплаты комиссий, имеет обеспечение в $4 млрд и способен масштабироваться до необходимых в сегодняшних условиях размеров.
В то же время, централизация EOS уже стала причиной нескольких неоднозначных событий, а большинство децентрализованных приложений продолжает использовать блокчейн Ethereum.
Со временем эти фундаментальные различия в масштабируемости и централизации могут стать залогом выживания обеих систем, а пользователи сами будут вольны выбирать, какая из них лучше подходит для решения их конкретных задач.